Первые лица и цифровая образовательная среда

Стресс-тест, который прошла система — это окно возможностей для следующего шага в развитии образования (Валерий Фальков).

Об эффективности дистанционного обучения сейчас не затихают разговоры в СМИ.  Спецвыпуски различных передач, где главным интервьюируемым лицом является министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, обнаруживают различные мнения журналистов и общественности.

Глава Минобрнауки Валерий Фальков

Мнение СМИ


Для того, чтобы создать некоторую остроту ситуации, ведущие программ пользуются данными различных опросов. Так, в передаче «Право на справедливость» от 02.06.2020 (трансляция которой доступна по ссылке https://youtu.be/7rZ3M9TBKOQ) был приведен опрос ВЦИОМ, показывающий мнение преподавателей относительно дистанционного обучения. Более половины опрошенных преподавателей считают, что качество высшего образования в результате вынужденного периода дистанционного образования во время самоизоляции ухудшится (всего было опрошено 30000 преподавателей). Другая передача, транслирующая онлайн-диалог Валерия Фалькова и директора Института общественных стратегий Андрея Волкова в рамках проекта «Антихрупкость 2020», привела в качестве аргумента исследование ВШЭ, которое показало, что онлайн-обучение ничем не уступает очному (трансляция доступна по ссылке: https://youtu.be/VQauzw4zHbE). При этом отмечается несомненный, по мнению авторов передачи, плюс: вузы могут обучать значительно больше студентов одновременно. 


Мнение ученых


Многие ученые видят в цифровизации образования одни только плюсы и обращают внимание на такие перспективы смарт-образования, как искусственный интеллект, блокчейн, виртуальная реальность. Исследователи утверждают, что цифровизация образования изменит содержание преподаваемых курсов не только посредством презентаций или видео, но посредством прямых подключений к информационным сетям, базам данных и форумам. Интересна подача такими авторами термина «цифровая грамотность», которая признается приоритетом образования и включает в себя не только способность проектировать и использовать контент с помощью самых прогрессивных цифровых технологий, но и знание того, как цифровая реальность может научить человека обладать контролем над «информационным шумом» и сделать взаимодействие с цифровыми технологиями источником развития, а не стресса.

Другие ученые предупреждает о рисках внедрения цифровых технологий в образование, среди которых самыми тревожными считают потерю базовых когнитивных компетенций, уход от фундаментальности, перераспределение функций администрации вузов и преподавателей, сокращение личных контактов, рост конфликтов. Так, были выявлены несоответствия между когнитивными потенциями смарт-образования и реальными когнитивными и метакогнитивными компетенциями обучающихся (под метакогнитивными способностями студентов понимаются: мониторинг процесса обучения, поиск нужной литературы и т. д.). Более того, авторы предупреждают, что сфокусированность на электронных форматах обучения создает риски деформации когнитивных способностей и сужения диапазона восприятия информации. Дело в том, что смарт-формат нацелен на использование трансактивной памяти (накопление и пассивное использование готового электронного контента). Уменьшению этих рисков может способствовать сочетание традиционного и электронного обучения – blendedlearning.


Трансформацию образования обсудили

на заседании Совета Федераций



На этом заседании говорилось о нарастающих тревогах в обществе, вызванных слухами о намерениях правительства максимально перевести образование в дистанционный формат, которые, скорее всего, искусственно спровоцированы. Напротив, по мнению участников заседания, в связи с вынужденным «домашним образованием» абсолютно всеми был оценен по достоинству труд учителей и преподавателей вузов. Прозвучали слова благодарности педагогам и родителям. Были привлечены лучшие педагоги, которые в короткие сроки создали новые методики. Мировое сообщество оценило опыт России как один из лучших в организации дистанционного образования.


Главные выводы


Было отмечено, что дистанционное образование не станет альтернативой традиционному. Между тем опыт, накопленный вузами, позволит расширить возможности применения цифровых технологий в образовательном процессе. Президент поручил правительству выработать меры по донастройке системы образования к изменяющейся ситуации обучения, поэтому внесены изменения в закон об образовании, которые касаются регулирования дистанционной работы, планируется улучшение материально-технической базы образовательных учреждений, Минобрнауки России планирует внедрять ускоренные курсы по повышению цифровой грамотности преподавателей.


Выступление на заседании главы Минобрнауки Валерия Фалькова


Валерий Фальков отметил, что ситуация была экстраординарной: пауза или дистант?

— Взять паузу и посмотреть, что будет, многие хотели, но посовещались и перешли. Сегодня очевидно, если бы мы ушли на каникулы, это подействовало бы негативно на всю систему образования. Вузы стали активно делиться наработками, открывать для всех свой контент. Неразбериха первых двух недель действовала негативно скорее психологически. 13% вузов не имели даже минимальной цифровой инфраструктуры. 60% преподавателей редко или никогда не проводило дистанционных занятий. В стрессе пребывали и учителя, и преподаватели. Главный вывод: стресс-тест – это окно возможностей. Но накопившаяся усталость это не повод отката к прежнему уровню. То полезное, что мы подчерпнули, нужно взять на новом этапе. Так, например, сейчас зачастую любую «говорящую голову», которую записали в течение 5 минут уже называют онлайн-курсом. Нужны четкие критерии, что называть онлайн-курсом. Нужно обеспечить учителей персональными устройствами и курсами повышения квалификации, создать единую онлайн-платформу.

вверх