Формула счастья

 Не хочу высокопарных слов в свой адрес.

Я обычный человек, проживший жизнь для студентов (В.А. Маругин). 

Этот «обычный человек», к слову, является почетным профессором Вятской ГСХА, ему 85 лет, и он всё еще преподаёт в академии! 

А еще В.А. Маругин награжден почетным знаком «Отличник высшей школы», Почетными грамотами Министерства сельского хозяйства СССР и РФ, департамента сельского хозяйства Кировской области, Почетной грамотой Законодательного собрания Кировской области, Благодарственным письмом губернатора Кировской области, Почетной грамотой Министерства образования РФ, департамента образования Кировской области, юбилейным знаком 80-летия Кировской области, знаком изобретатель СССР, Почетными грамотами КСХИ, ВГСХА, МГЭИ. 

Долгие годы он был деканом агрономического факультета, а в целом его трудовой стаж, связанный с нашей академией, пока составляет 63 года. Ему посвящено много дифирамбов. Так, в поздравлении от агрономического факультета с юбилеем про В.А. Маругина сказано следующее: «Своими неустанными заботами, знаниями Вы укрепляли материальную базу, воспитывали научно-педагогические кадры.  Проявляя инициативу и заинтересованность, Вы способствовали развитию не только факультета и академии, но и сельского хозяйства Кировской области в целом.  Вами подготовлены тысячи квалифицированных специалистов, которые работают на сельскохозяйственных предприятиях и в высших учебных заведениях».

 А чего только стоят многочисленные стихи-посвящения!


…Корректен, вежлив и тактичен,

Необычайно симпатичен,

Снискал у всех авторитет.

Вы солнца луч! Вы ясный свет…


…Вы подаете всем пример,

Стараясь выше всяких мер.


Нас впечатляют Ваши знания,

Их широта и глубина:

Секрет концепций мироздания

Способны изложить сполна…


— Владислав Алексеевич, звание Почетного профессора присваивают не каждому!  Почему Вам?  


— Найдите в интернете «Положение о присвоении звания «Почетный профессор» и получите ответ, почему именно мне. Хотя я в шутку это звание называю «утешительным призом». Давали бы большему количеству достойных людей, конечно, но не все доживают… 


— Но это тоже результат – дожить до 85 лет и сохранить твёрдое мышление! Как это Вам удалось? 


— Я ребенок военного времени. В школу пошёл в 1942, когда в Кирове голод был, поэтому пришлось на время переехать к родственникам в Курск, потом опять в Киров. Учился все время в разных школах сначала из-за переезда, а потом из-за того, что после войны школы переводили из одного здания в другое. Поэтому к переменам привык и к ограничениям в пище тоже. И всю жизнь просто питаюсь. Могу есть, могу голодать. Поэтому, наверное, так много долгожителей из людей, чьё детство прошло в военное время. Привыкли к простой пище, ее и едят до сих пор. Вот посмотрите в магазине, что беру я, и что берут молодые мамы своим детям… Сладости, газировки… Сейчас дети капусту, морковь, свёклу, огурцы за еду не считают. Люди мало двигаются… Я всю жизнь стараюсь пешком передвигаться, надо мной даже смеются по этому поводу, а сейчас молодёжь ходить не приучена: смотришь, совсем молоденькие девушки на дорогущей иномарке едут несколько метров до пункта в шаговой доступности. Дети тоже не ходят, а предпочитают какие-то электронные приспособления для передвижения. Движение — это основа жизни.


— А как попали на химический факультет Ленинградского ордена Ленина государственного университета им. А.А. Жданова? 


— В 10 классе нас было 23 парня (обучение было раздельное). Мы брали справочник для поступающих в вузы и выбирали себе институт. Дети медиков – медицинский,  дети военных – училище и пр. А у меня мама работала секретарём-машинисткой (такой профессии в институтах не было). Поэтому читал справочник и выбирал: МГИМО, политехнический, физико-технический и т.д. Витал в облаках! Но все получилось случайно. Приехала молодой преподаватель из ЛГУ, рассказала о химическом факультете. В это время стали готовить кадры для атомной промышленности, прием увеличился, и были большие шансы попасть в этот вуз. Вот я и поехал. Интересно, что из Кирова поехали 8 человек. К тому же там было общежитие, повышенная стипендия, а  материально меня поддерживали тогда только мама и бабушка. Реальность оказалась совсем другой. В общежитии комнату давали на 12 человек! Но не буду жаловаться. Студенческая жизнь была интересной, насыщенной.


— Судя по фотографиям, студенческая жизнь была у Вас действительно интересной… 


— Нет, это мы в Кирове хулиганим немного с одноклассниками.

Жизнь в Ленинграде – это навсегда… Сам город, музеи, парки, пригороды, театры… Но трудности там тоже были. На одежду денег не было, поэтому одевались мы тогда весьма оригинально: что было, то и носили иногда не по сезону, не говоря уже о стиле. Хотя могу похвастаться одним своим модным достижением: широкие брюки гладить мне было лень и некогда, поэтому приспособил я резинку для стягивания штанин внизу – стрелку же не нужно тогда делать! Каково же было моё удивление, когда это моё изобретение подхватили другие молодые люди, посчитав это новым модным веянием. Как-то раз пришёл я во Дворец культуры в лыжных ботинках (это и зимняя и летняя обувь), а на мероприятие были приглашены тогда иностранцы. Так меня вывели «под белы руки» и отдали патрулю, чтоб неповадно было страну позорить. 


— А к нам в академию как попали? 


— После окончания университета было распределение на работу. Мест было очень мало. Меня, как достаточно хорошего студента, направили в Ангарск.  Приехал на каникулы в Киров, встретился с тренером по баскетболу, преподавателем физвоспитания в сельхозинституте Сухотиным Алексеем Сергеевичем. И он посоветовал приехать работать в КСХИ: мол, устраивайся к нам, есть возможность заниматься спортом, в соревнованиях участвовать. Я согласился. Прислали вызов в университет, я и поехал (играть в баскетбол). С детства я занимался спортом, играл в сборной университета по баскетболу. И трудно сказать, что меня больше интересовало: химия или спорт?


— Мечтали быть преподавателем? 


— И не думал никогда!  Наша кафедра располагалась в двух маленьких аудиториях (на 12 человек) в корпусе «А». Проводить лабораторные работы было невозможно в виду отсутствия реактивов, посуды, приборов. После учебы на химическом факультете ЛГУ с его столетними традициями, большими лекционными аудиториями, учебными лабораториями, после яркой студенческой жизни в Ленинграде в институте поначалу было неуютно. Мне поручили вести химию на факультете механизации с/х. Факультет располагался на Урицкого. Я брал небольшой чемодан, складывал туда реактивы и добирался до факультета. Студенты выполняли опыты. Помню на одной из лекций написал большое и сложное уравнение. Ошибся! Не могу расставить коэффициенты… А в аудитории сидит зав. кафедрой, проверяет как я читаю лекции. Настоящее преподавание, интерес к нему возник после того, как кафедра переехала в новое здание. Нам выделили прекрасные аудитории, заказали специальную мебель. К тому же подобрался дружный, интересный коллектив преподавателей. Зав. кафедрой был Евгений Алексеевич Трефилов, прекрасный педагог, прекрасный человек… Мы все были единомышленниками… Печатали методические пособия (сначала на пишущей машинке, потом на ротапринте, затем в типографии). В это время мною был разработан курс лекций, лабораторный практикум для факультета механизации. В это время преподаватели кафедры участвовали в методических конференциях с докладами в Кировском СХИ и в других вузах (Москва, Горький, Кострома, Вологда и пр.). Наш лабораторный практикум был одним из лучших среди сельхозвузов СССР. Кафедра неоднократно побеждала в социалистическом соревновании института. За время работы мною написаны лабораторные практикумы для всех факультетов. В соавторстве с М.П. Зяблицевой мы написали 2 практикума, которые получили Гриф министерства сельского хозяйства РФ. Всего опубликовано более 20 методических пособий, более 15 научных статей, много статей в газете «Кировская правда», «Комсомольское племя», «За сельскохозяйственные кадры», в различных общественных журналах. С научными и методическими докладами я выступал в Москве, Новосибирске, Норильске, Тюмени, Костроме, Горьком, Вологде.


— Вы жаловались на бедную студенческую жизнь. Бедная жизнь с началом преподавания закончилась?  Преподавателям же в советское время платили неплохо!


— Если Вы считаете 105 рублей неплохо, то да… Надо было купить современную одежду, сходить в театр, на выставки, концерты, съездить в отпуск… Потом поездки в Москву в аспирантуру, проведение экспериментов в течение длительного времени… Приходилось подрабатывать на подготовительных курсах для поступления в вузы, тренировать и т.д. Мы не гнались за деньгами. Знали, что через 5 лет зарплата вырастет до 120 рублей. В 1970 году защитил в Москве, в ИОНХ АН СССР кандидатскую диссертацию, получил звание доцента. В 1978 году В.В.Тюлин предложил мне должность заместителя декана агрономического факультета. Это было смелое решение ректора, а еще более непонятное мое согласие. Было сложно (так как я сельское хозяйство знал только по витринам гастронома), но было и легко, т.к. вокруг были доброжелательные опытные преподаватели… Они помогали во всем. Я с благодарнстью вспоминаю ректора Макарова И.П., Тюлина .В.В., профессоров Штину Э.А., Панкратову Е.М., Тимофеева А.Ф., Юлушева И.Г., Кагнера Я.Н., Гуревича А.М… Всех не перечислишь! Деканом был профессор С.Ф. Тихвинский. Мы разделились: декан – наука, учхоз, колхозы, я – студенты. После ухода Тихвинского с поста декана, мне предложили избираться на эту должность. Скептиков было много… Как химик будет руководить агрофакультетом? Что он понимает в сельском хозяйстве, агрономии и земледелии, селекции? Но один философ сказал: «Не боги горшки обжигают», а другой — «Чтобы понять вкус яйца, мне не обязательно его надо снести». Вот так три срока я и отработал…


А что запомнилось за 15 лет работы в должности декана?


— Основное качество руководителя – заботиться о подчиненных, а остаток о себе. В мою бытность докторские диссертации защитили 6 преподавателей агрофака, а после ни одного… Может быть эта работа отобрала у меня докторскую диссертацию? Я хочу сказать большое спасибо Зелененко Нелли Львовне, моему заместителю. Она взяла на себя всю работу со студентами. Несмотря на ее очень сложный характер, мы находили общий язык. Надо сказать спасибо заведующим кафедрами, а их было 8. Они не смеялись над моими «ляпами», помогали во всем. А один сказал умную вещь: «Вы нам не мешайте, и все будет в порядке». Основная моя цель работы в должности декана это воспитание у студента в любви к сельскому хозяйству, агрономии… Очень интересно было наблюдать реакцию наших студентов на работу в фермерских хозяйствах в Польше. В это время мы направили их в Седльце, в сельхозинститут. Об этом времени особый разговор. Хочу привести высказывание одного студента на заключительном ужине в польском фермерском хозяйстве: «Я в жизни (а ему было достаточно много лет) не работал, как здесь…» Некоторые студенты после этого сами стали фермерами. Студенты были разные: и отличники, и нерадивые. Приходилось хвалить, ругать, отчислять, отправлять в армию… Но, к счастью, большая часть была благодарна. На вручении дипломов я всегда говорил выпускникам, что главная награда для нас — это при встрече через много лет услышать «здравствуйте» и «спасибо»! Большой период моей жизни прошел в Кировском филиале Московского гуманитарно-экономического института. Там я прошел путь от декана юридического факультета, заместителя директора и директора. В МГЭИ мне было присвоено звание профессора. Так, что теперь, я профессор «в квадрате».


Какова Ваша формула счастья?


— Простая еда, физическая активность, простое общение без излишеств, природа. Когда видишь восход солнца, потом закат солнца, причем не мельком, как в городе, а на настоящей нетронутой природе, хочется жить и работать. Все годы я не замыкался только работой. В Кирове были близкие друзья: художники – Вершигоров Петр, Пименов Николай, Веприков Александр, Колчанов Аркадий и др., писатели – Ситников Владимир и др., фотографы братья Шишкины, фотохудожник Перевощиков Алексей, журналисты. Около 30, подаренных ими работ, хранятся у меня дома. Я не пропускал не одной премьеры в драматическом театре, дружил с главным режиссером Виталием Ланским, артистами театра, посещал все концерты приезжих артистов. Большой отпуск преподавателя использовал на «полную катушку». Отдых на Вятке-реке в палатках; рыба, грибы, ягоды… На реке я познакомился с солистом Большого театра Ведерниковым А.Ф. Он был прекрасный рассказчик, рыбак, грибник… Не стеснялся давать концерты в своем родном селе Мокино… После того, как я стал владельцем машины, появилось новое хобби — путешествие по Союзу. Мы объехали всю Европейскую часть Союза: Прибалтику, Украину, Белоруссию, Крым, Краснодарский край… На поезде я проехал Россию от Петрозаводска до Владивостока. После этого понимаешь, какая большая наша страна. А еще Средняя Азия, Кавказ… Ну и несколько стран за рубежом.

Фрагмент эскиза П.В. Вершигорова «Портрет аспиранта»

— Счастье в простоте? 


— Счастье в семье, работе, разумных развлечениях… Не надо жалеть голову и тело. Все должно работать долго, долго…

Цитата:

Моя первая встреча с Владиславом Алексеевичем Маругиным состоялась много лет назад, когда в 1983 году я поступила в аспирантуру в Кировском сельхозинституте, а он был деканом агрономического факультета. Тогда он запомнился строгим и очень требовательным в научных вопросах руководителем. Все статьи в научных сборниках им внимательно просматривались, и автор должен был всегда готов ответить на множество самых неожиданных вопросов рецензента.

В 1996 году, когда окрылся филиал, мы сразу пригласили Владислава Алексеевича на должность декана юридического факультета. И то, что сегодня наш юрфак считается одним из лучших в городе — его прямая заслуга.

Л.А. Копысова, директор Кировского филиала МГЭИ, профессор (Вятский край. №18. 2005. С.6).

вверх